Аналитическое агентство «Смыслография» продолжает начатое в 2010 году исследование присутствия регионов РФ в федеральном информационном поле и представляет коммуникационные рейтинги регионов за 2011 год.
Коммуникационные рейтинги, разработанные специалистами Смыслографии, позволяют оценить медийную репутацию субъектов федерации на федеральном уровне. Особенности методики подготовки рейтингов, основанной на количественном и контент-анализе публикаций ста ведущих федеральных СМИ, дают возможность получить объективную картину имиджа региона в федеральном центре. На основе полученных данных каждому региону присваивается балл, отражающий степень выраженности определенной тематической составляющей медиа образа региона. После этого все регионы разделяются на 4 группы: от А (лидеры рейтинга) до D (аутсайдеры).
Для изучения коммуникационной представленности регионов в 2011 году выбраны темы «Безопасность» и «Модернизация», сохраняющие наибольшую актуальность с точки зрения федеральных наблюдателей.
Безопасность
Рейтинг безопасности и чрезвычайных происшествий фиксирует уровень криминогенной ситуации в регионе, уровень террористической опасности, а также уровень промышленной безопасности и экологические проблемы, включая природные катаклизмы. По степени безопасности можно косвенно оценивать уровень жизни в регионе, давать прогнозы относительно социальной и политической стабильности, предсказывать некоторые аспекты экологического и экономического развития.
Топ рейтинга «Безопасность» (группа А), 2011 г.
Результаты рейтинга «Безопасность» 2011 г. демонстрируют устойчивость части показателей и трендов, выявленных при анализе предшествующего периода. Так, наблюдается относительная стабильность в распределении регионов среди выделенных групп – их количество как среди лидеров так и среди аутсайдеров не претерпело значимых изменений. Не изменился и средний балл: он по-прежнему составляет примерно 78,5.
Анализ результатов рейтинга позволяет выделить два ярко выраженных кластера субъектов федерации, а именно, статичные и динамичные. К первым относятся регионы, демонстрирующие либо долгосрочную стабильность, либо, наоборот, хронические проблемы, что определяет их сохранение примерно на тех же позициях, что и годом ранее. Так, до половины регионов, входящих в группу А, в 2011 г. подтвердили тот же статус, что и в 2010 г. К таковым относятся ЯНАО, Вологодская, Липецкая и Тюменская области, в меньшей степени – ХМАО. Аналогично рейтинг вновь замыкается республиками Северного Кавказа, формирующими группу D и продолжающими представать в СМИ в роли территорий-очагов нестабильности.
В отличие от статичных, динамичные регионы демонстрируют существенные изменения позиций в рейтинге, что объясняется либо резонансными катастрофами федерального масштаба в 2011 г., либо, наоборот, исчерпанием медийных эффектов негативных событий предшествующего года. Так, отрицательную динамику продемонстрировали Карелия (из-за авиакатастрофы ТУ-134 под Петрозаводском, -22,7 балла), Ярославская область (из-за авиакатастрофы, повлекшей за собой гибель хоккейной команды «Локомотив» -22 балла), Удмуртия (из-за взрывов в воинской части, -14,2 балла), Татарстан (из-за аварии теплохода «Булгария», -8 баллов), Мурманская область (из-за инцидента на буровой платформе «Кольская» -7,3 балла). Трансрегиональный фактор – лесные пожары – негативно сказался на позиции сразу нескольких субъектов Дальневосточного федерального округа. Напротив, отсутствие в 2011 г. пожаров того же масштаба, что в 2010 г., повлияло на продвижение в рейтинге, например, ранее страдавших от них Мордовии и Нижегородской области (+17, и +10 баллов соответственно). Исчезновение других негативных факторов 2010 г. привело к росту в 2011 г. рейтинга некоторых регионов Черноземья, в частности, Орловской и Липецкой областей (+13 и +10 баллов соответственно).
Наконец, лидерство в рейтинге в 2011 г. перешло к Пензенской области, отличающейся низким уровнем преступности по сравнению со среднероссийскими показателями и не переживавшей за анализируемый период значимых природных катастроф или техногенных аварий.
При построении рейтинга модернизации регионов РФ учитывались публикации федеральных СМИ о региональных программах модернизации, развитии дорожной, транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной инфраструктуры, о деятельности региона по поддержке малого и среднего бизнеса, усилиях по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата, об инновационных проектах и разработках.
Топ рейтинга «Модернизационная повестка», 2011 г.
Ситуация в рейтинге «Модернизационная повестка» отражает одновременно несколько тенденций. Во-первых, средний балл снизился на 4 пункта с 30 до 26, что указывает на некоторое уменьшение интереса к данной проблематике. Во-вторых, устойчивость позиций территорий в верхней части рейтинга компенсируется резкими разнонаправленными перемещениями отдельных регионов, в том числе из лидирующей группы в круг аутсайдеров.
Анализ результатов исследования за два года демонстрирует стабильность позиций регионов-лидеров: как и в 2010 г., в 2011 г. вершину рейтинга занимают Ульяновская, Томская, Калужская области. Данный факт свидетельствует о наличии сформированной модернизационной повестки у данных субъектов федерации. Среди лидеров наблюдаются лишь незначительные перестановки: в 2011 году первую и вторую строчки вновь заняли Томская и Ульяновская области, однако, в обратном порядке. Аналогичная ситуация сложилась и у Калужской и Липецкой областей, подтвердивших репутацию субъектов, относящихся к модернизационному авангарду.
В 2011 году в пятерку лидеров вошел Ямало-Ненецкий автономный округ, успеху которого содействовал Международный арктический правовой форум «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты». В то же время, Красноярский край, входивший в TOП-5 по результатам 2010 года, незначительно снизил свои позиции. В 2011 году ключевое событие его модернизационной повестки – Красноярский экономический форум – не привлекло столь же пристального интереса СМИ, как в 2010 г. Однако за счет других проектов и событий итоговая позиция региона позволила ему сохранить место в группе В.
В 2011 году ряд регионов достаточно серьезно поменял свои позиции в рейтинге: некоторые регионы добились существенного роста, например, Пензенская область (+12,8 баллов), некоторые – значительно ухудшили позиции, например, ХМАО и Тверская область (-25,8 и -15,3 балла соответственно). Как показывает анализ, повышение интереса федеральных СМИ к их модернизационной повестке оказывается конъюнктурным явлением, возникающим вследствие разовых информационных поводов. Как следствие, резкие изменения рэнкинга территорий объясняются отсутствием соответствующих резонансных событий в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом или, наоборот, их появлением.
Так, состоявшееся в 2010 г. в Ханты-Мансийском автономном округе совещание по вопросам энергоэффективности под председательством Д.А.Медведева обусловило достаточно высокое место региона в модернизационном рейтинге за указанный период, тогда как отсутствие аналогичных по значимости мероприятий в 2011 г. предопределило снижение рейтинга ХМАО. Аналогично успех Пензенской области в 2011 г. в значительной степени опирается на два события, привлекших внимание федеральных СМИ, – реализацию региональной программы модернизационных грантов для малого бизнеса и контакт Д.Медведева с предпринимателями города Заречного, обратившимися к Президенту с письмом, содержащим предложения по модернизации страны.
Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ, прокомментировал результаты коммуникационных рейтингов: «Долгосрочное исследование «Смыслографии» наглядно показало, что новости о региональных ЧП попадают в федеральные СМИ в реальном соотношении с положением дел. А вот информации о разворачиваемых модернизационных проектах и программах необходима поддержка коммуникационных инфраструктур регионов. Постоянные лидеры рейтинга «Модернизационная повестка» как раз такой инфраструктурой обладают, в отличие от других признанных инновационных регионов, которые на страницах федеральных СМИ занимают значительно меньше места, чем в отчетах инвестиционных аналитиков».