В рамках 100-го направления ФЦПРО в 2011 году разрабатывается проект по изучению общественного мнения и степени осведомленности населения в вопросах становления независимой оценки качества образования и общественно-профессиональной аккредитации. Аналитическое агентство «Смыслография» совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения провело ряд социологических исследований по выявлению общественного мнения о процессах, связанных с развитием системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ (ОП).
В основе своей проведение социологических исследований было направлено на решение следующих задач:
Проведенные исследования позволяют говорить о весьма низком уровне знаний россиян в сфере различного рода аккредитаций образовательных программ. Подобная тенденция характерна для представителей всех изучаемых целевых аудиторий.
Самой известной среди населения формой оценки качества образования в России является Единый государственный экзамен. Следом по популярности идет государственная аттестация.
Как показывают результаты проведенного исследования, около двух третей всех респондентов в целом поддерживают необходимость повсеместного распространения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.
По результатам проведенных социологических исследований можно сказать, что в целом отношение к общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ позитивно-нейтральное. Позитивная составляющая связана с ожиданиями, которые респонденты возлагают на этот проект. Нейтральная составляющая основана на невысоком пока уровне информированности о деталях, способах и методах проведения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ среди целевых аудиторий. Хотя четкого представления респондентов об общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ нет ни у одной из рассматриваемых целевых аудиторий, можно отметить достаточно высокий уровень интереса респондентов к нововведениям. Все аудитории проявили достаточно высокую степень заинтересованности в получении актуальной информации о результатах общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Также большой процент тех, кто поддерживает повсеместное распространение общественно-профессиональной аккредитации, – около двух третей респондентов. Свидетельство о прохождении общественно-профессиональной аккредитации ОП, по мнению значительной части респондентов, сможет гарантировать качество получаемого образования. Участники исследования с интересом включились в процесс обсуждения критериев, по которым необходимо оценивать образовательные программы. К числу основных таких критериев респонденты отнесли качество профессорско-преподавательского состава, качество учебно-методического процесса и качество материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Полученные результаты социологических исследований являются отправной точкой в процессе дальнейшей реализации работ, направленных на анализ динамики уровня информированности целевых групп о ходе общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.
Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться в статье издания «Качество образования» «Что такое общественно-профессиональная аккредитация?» в номере за декабрь 2011г.