Рейтинг новогодних персонажей российских регионов 2021

Аналитическое агентство «Смыслография» и Коммуникационное агентство «АГТ» в шестой раз провели исследование представленности сказочных новогодних персонажей в российских федеральных и региональных СМИ.

Инфографика в большом размере – здесь.

По итогам 2021 года на 10% подросло медиаприсутствие тройки традиционных лидеров - Деда Мороза из Великого Устюга (235 тыс. упоминаний в 2021 году, 214 тыс. в 2020 году), Снегурочки из Костромы (113 тыс. в 2021 году, 103 тыс. в 2020 году) и Морозко, которого пытается «заземлить» у себя Нижегородская область (13 тыс. в 2021 году, 12 тыс. в 2020). Морозко, кстати, обогнал в российских медиа «иностранного агента» Санта-Клауса, у которого в 2021 году только 12,6 тыс. публикаций.

А вот следующие 9 региональных новогодних персонажей показали кратный рост по сравнению с 2020 годом. Во многом информационная помощь пришла от Москвы - благодаря фотовыставке «Зимние волшебники России», которая состоялась на Старом Арбате, но прежде всего – благодаря расширению числа адресатов Почты Деда Мороза. В 2021 году Почта России отправляла новогодние запросы не только в Вологодскую область главному Деду Морозу, но и Урал Морозу, Ямалу Ири, Тол Бабаю, Хел Мучи, Йушто Кугыза, Чысхаану, Паккайне, Кыш Бабаю и Саагану Убгэну.

Топ-30 наиболее медийных российских новогодних сказочных персонажей 2021 года выглядит следующим образом:

Кыш Бабай из Татарстана сохранил за собой 4 место.

Чысхаан

из Якутии вышел на 5 место, обогнав удмуртского и новосибирского коллег.

Деды Морозы стали более активно участвовать в общественной жизни. Вологодский, ставропольский, якутский, ямальский успешно вакцинировались. В СМИ Татарстана писали, что в резиденцию к Кыш-Бабаю можно попасть только по QR-коду. Ямал Ири направил заявление о включении в единый список коренных народов РФ как представитель народа ханты. В Ижевске на Родине Тол Бабая в Удмуртии прошел фестиваль сказочных героев. 1 декабря в столице Якутии Чысхаан вместе с Главой республики Айсеном Николаевым по сложившейся традиции фестиваля «Зима начинается с Якутии» дал старт зажжению новогодних елок в стране.

По мнению Владислава Шулаева, директора по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ, новогодние персонажи превратились в настоящие драйверы новогоднего туризма и отдыха – как оказалось очень важного и устойчивого сегмента отрасли. «Уверен, что в ближайшие 2-3 года будет закрыто последнее белое пятно на карте Дедов Морозов - потенциальный интерес многочисленных гостей из соседних с ДФО стран вынудит один из тихоокеанских регионов России предоставить резиденцию и, возможно, тематический парк местному зимнему волшебнику», - отметил Владислав Шулаев.

Как отметила Наталия Белякова, партнер Центра стратегического консалтинга, доцент НИУ ВШЭ «всего лишь 10 лет развития «сказочного» туризма в России - и мы четко видим, что случайные флуктуации рейтинга уходят в прошлое, уступая неслучайным плодам долгосрочной работы. Самые активные в части генерации туристического потока регионы лидируют в сказочном рейтинге. Они встроили своих зимних волшебников либо в плановые мероприятия по компенсации сезонности (Татарстан, Карелия), либо в юбилейный событийный ряд (Нижний Новгород), либо усилили ими свой титульный высокий сезон (Якутия). Чудес - неожиданных прорывов - в новогоднем рейтинге всё меньше, географически основные «зоны влияния» в целом поделены. В будущем можно ожидать более активной передачи накопленного опыта персонажам осенне-летнего цикла. У Бабы-Яги, Лешего, Домового и других сейчас есть шанс - но только в случае «приземления» их в действующие и запланированные к созданию тематические активити-парки».

Список иностранных новогодних ожидаемо возглавляет Санта-Клаус, который сократил свое медиаприсутствие в российских СМИ (с 12,9 тыс. в 2020 году до 12,5 тыс. в 2021 году). Снизил свое влияние в России и финский рождественский дед Йоулупукки, (788 публикаций в 2021 году против 856 публикаций в 2020 году и 1 503 публикаций в 2019 году). Зато повысили свой результат белорусский Дзед Мароз и киргизский Дед Мороз Аяз Ата (3 и 4 места соответственно). Среди новогодних персонажей стран СНГ сохранила позицию в топ-20 монгольская Снегурочка – Зазан Охин.

ТОП-20 иностранных новогодних представителей в российских СМИ выглядит следующим образом: