Завершившийся Чемпионат мира по футболу преподнёс много сюрпризов: количество неожиданностей на нём побудило зарубежных болельщиков неофициально окрестить его «чемпионатом аутсайдеров» (underdogs). И в самом деле, фавориты, на которых большинство делало ставку перед началом первенства, одни за другими сходили с дистанции, иногда неожиданно для всех.
Аналитическое агентство «Смыслография» сопоставило итоговые результаты мундиаля с тремя группами показателей, которые были проинтерпретированы как оценочные. Во-первых, это официальные данные о совокупной стоимости сборных, рассчитанной по трансфертным суммам за игроков. Во-вторых, это агрегированные ставки крупнейших мировых букмекеров на победу той или иной страны. В-третьих, это упоминания конкретных команд в международных СМИ. Все участники Кубка мира были проранжированы по результатам первенства: 8 команд, занявших последнее место в своих группах, получили ранг с 25-го по 32-й, другие 8 команд, вылетевшие с третьих мест, соответственно, с 17-го по 24-й. В рамках плей-офф были также выделены группа проигравших в 1/8 (места с 9 по 16), группа не прошедших 1/4 (места с 5 по 8), а, кроме того, 4-е, 3-е, 2-е и 1-е места.
Для сопоставления предшествовавшие Чемпионату букмекерские оценки, популярность в СМИ, а также стоимостные характеристики сборных были проранжированы по аналогичным группам (если рэнкинг соответствующей команды в медийной представленности оказывался, например, 28-м, то она попадала в группу с рангом с 25-го по 32-й). Это сравнение позволило сделать вывод о том, что, несмотря на многочисленные промахи букмекеров, они остаются наиболее точными при оценивании исходов футбольных баталий: их оценки оказались верны в 37,5% случаев. Между тем, популярность команд в медийных источниках стала более точным ориентиром в сравнении со стоимостью игроков той или иной сборной: как оказалось, обсуждение в СМИ соответствовало итоговому результату на Чемпионате в 31,25% случаев, тогда как стоимость игроков команды – только в 28,13%.
Несмотря на это, только показатель стоимости сборных дал результат для команд из топ-4, причём именно для победителя: Франция, обладающая самым дорогим составом, сумела одержать верх в напряжённейшем матче с Хорватией. Наиболее существенное расхождение с оценками продемонстрировала Германия, занимавшая 2-е место у букмекеров, 4-е по стоимости игроков и 5-е по представленности в СМИ. Команда-чемпион мира образца 2014 г. покинула турнир с четвёртого места в группе, что обусловило присвоение ей самого низкого ранга. Неожиданный сюрприз с противоположным знаком преподнесли Швеция и, в меньшей степени, Россия. Занимая по стоимости игроков 22-е и 18-е места, а по рейтингу медиа популярности – 15-е и 16-е соответственно, обе команды сумели пробиться в четвертьфинал, войдя в восьмёрку сильнейших сборных планеты. При этом букмекеры оказались точнее в отношении России, которой они отвели 12-е место, но не Швеции, по вероятности победы занимавшей у них лишь 17-ю строчку.
Можно отметить, что в некоторых случаях показатели медиа популярности заметно не соответствовали потенциалу нескольких сборных, в том числе дошедшей до финала Хорватии, а также традиционно сильного Уругвая. В других случаях, напротив, внимание медиа оказалось более точным индикатором: так, Польша, подобно Германии завершившая участие в первенстве с последнего места в группе, занимала 12-е и 13-е места с точки зрения стоимости игроков и букмекерских оценок, тогда как по медийному рейтингу эта команда заняла лишь 29-ю позицию, что соответствует группе самых слабых сборных ЧМ-2018.
В целом, непредсказуемость мундиаля сказалась на всех попытках спрогнозировать его результаты и оценить команды-участницы. Праздник футбола закончился триумфом для одних сборных и сильным разочарованием для других, он сломал много стереотипов, в том числе и о предопределённости исхода матчей между фаворитами и аутсайдерами, чем должен обязательно запомниться любителям данного вида спорта.
Аналитическое агентство «Смыслография» произвело замер оценок национальных сборных на основании следующих источников:
Данные по трансфертной стоимости игроков были взяты с сайта, посвящённого переходу футболистов в новые клубы и соответствующим сделкам
Информация по ставкам букмекерских контор взята из статьи о прогностических моделях перед ЧМ-2018, где агрегированы данные по 26 организациям данного профиля
Рейтинг медиа популярности был построен по запросу о каждой сборной-участнице чемпионата за период с 1 декабря 2017 г. (дня проведения жеребьёвки первенства) до 13 июня 2018 г., т.е. дня перед стартом мундиаля. Для запроса использовались источники из базы СМИ Factiva на английском, немецком, французском и испанском языках.