Аналитическое агентство «Смыслография» и Коммуникационное агентство «АГТ» в пятый раз провели исследование представленности сказочных новогодних персонажей в российских федеральных и региональных СМИ.
Инфографика в pdf – здесь.
По итогам 2020 года безусловное лидерство по-прежнему у Деда Мороза из Великого Устюга, который немного увеличил свое медиаприсутствие (214 тыс. упоминаний в 2020 году, 213 тыс. в 2019 году) и Снегурочки из Костромы (103 тыс. в 2020 году, 112 тыс. в 2019 году). Снижение на 10% медиаактивности Снегурочки связано с сокращением обычно обширной представительской программы в связи с антиковидными ограничениями. У Деда Мороза же оказалось достаточно много активных представителей в регионах, создавались новые официальные офисы его почты. Знаковым событием стало открытие в Сочи в парке «Дендрарий» Южной резиденции Главного «Зимнего деда».
В 2020 году подтвердил свои позиции популярный отечественный новогодний персонаж - Морозко, известный и любимый, прежде всего, по одноименной телевизионной сказке 1965 года (12 тыс. публикаций в 2020 году, 11 тыс. в 2019 году). И в российских медиа Морозко продолжает соперничать с «иностранным новогодним агентом» Санта-Клаусом, который сохранил свое присутствие в российском медиаполе на уровне 13 тыс. упоминаний.
В целом же тридцатка наиболее медийных российских новогодних сказочных персонажей 2020 года выглядит следующим образом:
Изменения в таблице произошли незначительные. Кыш Бабай из Татарстана вернул себе 4 место, обогнав своего северного соседа Тол Бабая из поселка Шаркан Удмуртской Республики. Удмуртского чародея, потомка великанов, обогнал и новосибирский Мороз Иванович, которому в 2020 году сильно помогли постановки спектаклей по одноименной сказке В. Одевского сразу в нескольких театрах страны. Чысхаан, якутский Властелин холода – менее всего путешествующий по стране новогодний персонаж, в 2020 году не смог, как раньше, передать в Якутске 1 декабря символ холода из рук в руки Деду Морозу из Великого Устюга – вологодский дедушка соблюдал рекомендации Роспотребнадзора. Зато Чысхаан зажег в этот день в рамках фестиваля «Зима начинается с Якутии» первые Новогодние елки, что стало заметным медиасобытием в российских СМИ. А видео с зажжением этой елки в Тикси при ветре до 34 метров в секунду стало событием и в социальных сетях:
Как показывает исследование, в 2020 году по понятным причинам заметно снизилось число фестивалей зимних волшебников и их публичных дней рождения, собирающих до полутора десятка именитых гостей, что обычно привлекает внимание СМИ. Но при этом, отмечают аналитики Смыслографии, в целом осталось почти неизменным общее число упоминаний новогодних персонажей в СМИ.
По мнению Владислава Шулаева, директора по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ, через присутствие новогодних персонажей удается отслеживать развитие важного сегмента внутреннего туризма – новогоднего, который является постоянной точкой роста для локальных рынков. Прошедший год не принес новых имен в региональный пантеон российского Нового года, но зато подтвердил устойчивость этого сегмента локального туризма. Замечательно, что на него обратил внимание и Ростуризм, запустивший проект «Новогодняя столица России». Новогодней столицей-2022 выбран Нижний Новгород. У отмечающего свое 800-летие города есть еще достаточно времени, чтобы определиться, какого персонажа они будут «раскручивать» - Деда Мороза с берегов Сухоны или местного, приволжского волшебника.
Наталья Белякова, партнер Центра стратегического консалтинга, ст. н. сотрудник РАНХиГС: «Сам по себе факт, что ковидные ограничения, радикально перезагрузившие российский туристический ландшафт, не сильно повлияли на абсолютные цифры медиаприсутствия зимних волшебников, вселяют умеренный, но все же оптимизм. Это означает, что в сознании аудиторий они занимают довольно прочные позиции и их узнаваемость не зависит целиком от оффлайн-событийных активаций. Кроме того, стейкхолдеры брендов волшебников постарались по максимуму развить онлайн-присутствие своих героев - от стримов до квизов. Сказался и подъем внутреннего туризма - люди поехали по стране на машинах и с детьми, и новогодние резиденции, ранее только экспериментировавшие с всесезонным форматом, оказались как нельзя кстати».
Первая тройка иностранных новогодних персонажей осталась неизменной, но финский рождественский дед Йоулупукки, который не смог приезжать на российские мероприятия, почти в два раза снизил свою медиаэкспансию (856 публикаций в 2020 против 1 503 публикаций в 2019 году). На третьем месте – белорусский Дзед Мароз, также почти в два раза уступивший своему результату 2019 года (138 публикаций в 2020 году против с 256 публикаций в 2019 году).
Самый большой прорыв за год совершил киргизский Дед Мороз Аяз Ата, поднявшийся с 9 на 4 место. Подтверждением укрепления культурных связей России и Монголии стал выход в топ-10 монгольской Снегурочки – Зазан Охин.
ТОП-20 иностранных новогодних представителей в российских СМИ выглядит следующим образом: