Медиаобраз педагога-наставника в СМИ

Мы поставили перед собой задачу проанализировать содержательное наполнение образа учителя - наставника, сформировавшегося в СМИ в 2023 году.

Начиная изучать тему, мы посмотрели, к каким еще профессиям понятие «наставник» применялось в СМИ в последние годы. С 2018 по 2022 годы наиболее часто «наставник» журналисты использовали по отношению к спортивным наставникам - тренерам. В этот период зафиксировано более 90 тысяч упоминаний слова «наставник» в контексте «тренер спортивной команды» и около 47 тысяч – в контексте «педагог – учитель». Остальные контексты понятия «наставник» (военный наставник, духовный наставник, наставник в ТВ-шоу и т.п.) суммарно были использованы не более 17 тысяч раз. В уходящем году учителя как наставника стали упоминать в СМИ в три раза чаще, чем в 2022 году - мы зафиксировали более 40 тысяч упоминаний за период с января по ноябрь 2023 года (Данные приведены по базе топ-1000 российских СМИ, включающей 850 региональных и 150 федеральных наиболее влиятельных и аудиторных источников)

Так каким же педагог-наставник предстает перед нами в СМИ? Какие грани формируют его образ?

Итоговый образ «педагога-наставника» в СМИ формируют 4 грани образа: Ценность учителя, Личностные качества, Профессионализм, Роль учителя. Какую ценность учитель представляет для общества, какими качествами как личность обладает, какими профессиональными навыками владеет и какую роль играет для своих учеников.

Ценность педагога-наставника в СМИ проявляется в 4 характеристиках образа: значимый, особенный, близкий, служение обществу. Вот лишь некоторые из фрагментов текстов, которые формируют каждую из характеристик образа:

Мы выделили 5 характеристик, в которых выражается грань образа Личность учителя в СМИ: доброжелательный, заботливый, порядочный, преданный делу, мудрый советчик. Примеры фрагментов текстов, которые формируют каждую из характеристик образа:

Профессионализм учителя раскрывается в 5 характеристиках: компетентный, хороший коммуникатор, современный, хранитель традиций. Примеры фрагментов текстов, которые формируют каждую из характеристик образа:

Роль учителя проявляется в 7 характеристиках: способствует личностному росту, оказывает психологическую поддержку, дает хорошие знания, мотивирует к развитию, участвует в нравственном воспитании, служит примером, прививает любовь к знаниям. Примеры фрагментов текстов, которые формируют каждую из характеристик образа:

При этом, медиаобраз «педагога-наставника» в различных регионах имеет свои особенные ракурсы. Мы выявили топ-15 субъектов РФ по количеству материалов о «педагоге-наставнике», вышедших в СМИ региона в январе-ноябре 2023 года , и отобрали специфичные характеристики образа, присущие педагогам-наставникам в СМИ регионов-лидеров.

Наиболее ярко выраженными характеристиками образа педагога-наставника в большинстве регионов является содействие педагога личностному росту учеников (помощь ученику раскрыть свои таланты, найти свой путь индивидуального развития) и участие в нравственном развитии подопечных. Компетентность, хорошие коммуникационные навыки присущи образу наставника в СМИ примерно половины регионов. Среди личностных качеств наиболее распространены доброжелательность, отзывчивость, любовь к детям, преданность делу. Наиболее ярко проявилась ценность педагога – служение обществу с точки зрения формирования будущего нашей страны.

Среди региональных особенностей в республике Якутия, республике Татарстан, Хакасской и Чеченской республиках, Вологодской области подчеркивается роль педагога-наставника в сохранении культурных и национальных традиций регионов. В Ульяновской области особенное внимание уделяется саморазвитию педагогов, которое они получают в многочисленных мероприятиях, проводимых на территории региона, а также наставничеству между учителями. В СМИ Чеченской республики отмечают важность в привлечении молодого поколения в качестве наставников. В Хакасской республике и Курской области важной считается совместная деятельность преподавателя с учениками, в ходе которой устанавливается доверительная атмосфера, в которой происходит взаимное обогащение знаниями и опытом. В Курской области и республике Хакассия особый акцент сделан на творческом подходе в обучении.

В СМИ Московской области учитель предстает в образе компетентного (опытный человек, «профессионал своего дела», эксперт), дающего хорошие знания («может дать очень обоснованные, грамотные, интересные знания и ответы на вопросы, которые интересуют очень многих») и поддерживающего своих подопечных в личностном росте (помощь в приобретении лидерских качеств и формировании индивидуального пути профессионального развития). Отмечается повышенный интерес СМИ региона к деятельности педагогов СПО.

В СМИ Якутии ярко выраженными характеристиками учителя являются - хранитель традиций («проведение нити поколений» от наставников к ученикам) и умение балансировать между традицией и современностью (непрерывно развиваться, создавать новые направления преподавания). Содействие личностному росту (помощь в раскрытии индивидуальных особенностей учеников, умение «мудро и четко направлять подопечных по жизненному пути») и участие в нравственном развитии подопечных (обретение лучших человеческих качеств и духовных ценностей) – также являются ключевыми характеристиками образа «педагога-наставника» в СМИ Якутии.

В медиа Нижегородской области наиболее заметны такие характеристики как содействие личностному росту (классный руководитель - «наставником взросления» детей, наставник – это особый педагог, в «руках которого лежит очень часто развитие личности ребенка, его будущее»), умение мотивировать («да, с этими людьми я могу достичь многого»), использование современных подходов в обучении («актуальных компонентов воспитания и обучения»). Ярко выражена такая ценность наставника как «служение обществу» («формирование молодого поколения, а значит - будущего нашей страны», наставничество – «это долгосрочная инвестиция»).

СМИ Чеченской республики отмечают важность в привлечении молодого поколения в качестве наставников. Наиболее ярко выражены такие характеристики образа наставника как компетентность, умение оказать психологическую поддержку, дать мудрый совет и («деликатно и искренне помочь», дать совет, подсказать» и поделиться опытом»). Среди ценностей наставника называется значимость («это не профессия, а часть жизни каждого человека») и формирование национального сознания (не только «наставник и друг», но и «создаёт нацию»).

Образ наставника в СМИ Самарской области формируется такими характеристиками как «служит примером» («человек, на которого другие захотят равняться»), совмещает приверженность традициям и использование современных технологий обучения, «служит обществу» (вносит «колоссальный вклад в укрепление нашего общества»), является хорошим коммуникатором («умеет общаться»). Среди важных качеств личности наставника называется доброжелательность (доверие к человеку, терпение, спокойствие) и преданность (неравнодушие).

Образ педагога в Курской области раскрывается такими характеристиками как: доброта, отзывчивость, любовь к детям, преданность делу («вкладывают душу в каждого своего ученика»), компетентность («кладезь знаний»), умение общаться («устанавливать контакт», «открыться детям ,чтобы и они открыли свои сердца»), желание учиться новому, помогать в личностном развитии, быть поддержкой и опорой («когда опускаются руки»), умение заинтересовать в предмете, научить думать. Среди региональных особенностей образа выделяются творческий подход в преподавании, а также умение «встать на одну ступеньку» с учеником, чтобы «заглянуть в его внутренний мир» и таким образом расположить к себе и научиться самому. Педагог становится универсальным наставником ребенку: «дает знания, воспитывает, развивает таланты, учит дружить, любить Родину, помогает понимать мир, поддерживает веру ребенка в себя и свои силы».

В медиа республики Хакасия выражены такие характерные черты педагога-наставника как доброжелательность, любовь к детям («потребность и внутреннее желание дарить детям не только знания, но и свою душу, тепло, доброту»), преданность делу («влюбленность в свою профессию»), умение деликатно дать совет («не давить авторитетом, а помогать, когда действительно требуется совет»). Профессионализм педагога проявляется в компетентности (мастерство, «огромный объем знаний», их совершенствование), хороших коммуникационных навыках («создание комфортного микроклимата», «выстраивание доверительных отношений», умение «сработаться с учениками»), современности («учиться всему, что требует современное образование, что полезно, в том числе у детей», «молодость становится состоянием души», «постоянно находится в поиске новых решений»). Важную роль педагог играет в становлении личности подопечного («помогает детям стать самим собой», «найти свое предназначение в жизни»). Особенно ценна роль в умении мотивировать («вдохновить», «пробудить потребность в познании себя»), стать примером («к которому хочется тянуться, на который хочется равняться и быть похожим»), привить любовь к знаниям («возбуждайте у ребят умственный голод»).

Особенное внимание в Хакассии уделяется вкладу наставника в передачу молодым поколениям знаний о «многообразии культур народов, объединенных в наше государство, культуре и творчестве коренного народа своего региона». Очень важной считается совместная деятельность преподавателя с учениками («учиться у них, слышать их, быть на одном уровне с молодежью», «дать возможность детям почувствовать себя на равных, суметь войти в их положение и объяснять мотивы вашего поведения») и творческий подход в обучении.

В СМИ Ульяновской области среди личностных качеств педагога наиболее ярко выражены преданность делу («верность профессии», заниматься «любимым делом»), любовь к детям, доброта и понимание (умение обнять, пожалеть, выслушать «не с высоты, а на равных»), энергичность, уважение к своим подопечным, терпимость к их ошибкам и поступкам, житейская мудрость. Наиболее важными профессиональными характеристиками образа выступают качества коммуникатора (умение поддерживать сердечные и уважительные отношения с коллегами, умение ясно выражать свои мысли, внимательно слушать, задавать вопросы, понимать чувства и эмоции другого человека). Отдельное внимание уделяется саморазвитию педагогов, которое они получают в многочисленных мероприятиях, проводимых на территории региона. Роль наставника выражается в умении оказать помощь («помогать советом и делом», способности в «трудную минуту протянуть руку помощи»), грамотно передать ученику свои знания, опыт, в участии в становлении личности (помогать раскрыть свои возможности, «увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию»). Учитель служит образцом «воспитанности и культуры», «примером поведения, единства слова и дела, воплощением самого доброго и прекрасного». Отдельное внимание в медиа региона уделяется наставничеству между учителями (сотрудничество уже опытных учителей и молодых специалистов, которое выражается как в поддержке и помощи со стороны опытных коллег, так и пополнении «собственной образовательной копилки»).

В СМИ Тульской области наставник - это компетентный «старший», кто обладает опытом и делится им с другими. В тоже время подчеркиваются личностные качества, такие как заботливый и доброжелательный (учитель-наставник должен быть чуткий, внимательный). Наставник способствует личностному росту («способный помочь состояться как личности, раскрыть свои таланты»), оказывает психологическую помощь («поддержит морально, поможет, даст ценный совет»), участвует в нравственном воспитании (способствует формированию духовных и нравственных качеств, и «вносят вклад в воспитание у детей подлинного патриотизма и гражданственности») и дает хорошие знания.

Про значимость педагога-наставника и его служение обществу обращали внимание в медиа республики Татарстан: в руках учителя «будущее». Учителя-наставники является хранителем национальных культур, языков, традиций, но при этом должен «владеть новейшими средствами и инновационными методиками обучения». Учитель и передает знания, и участвует в нравственном воспитании. «Именно с компетентного, опытного наставника всегда начинается путь к большим профессиональным свершениям» - пишут СМИ. Наставники помогают личностному росту (формируют будущую личность) и мотивируют к дальнейшему развитию (помогает талантам расцвести, «делает ребенка лучше, создавая условия для его развития и перехода на более высокий интеллектуальный и эмоциональный уровень). Наставник должен быть хорошим коммуникатором (уметь слышать и слушать, быть терпимым), быть доброжелательным и мудрым советчиком, быть заботливым и любящим («без любви к детям не может быть»).

СМИ Санкт-Петербурга отмечают особую ценность личности наставника в служении обществу («благороднейшая миссия», закладывают в учеников «основы морали и культуры»). В качестве основных черт личности указаны талант и способность «передать душу» подрастающему поколению, ведь стремление стать наставником должно быть у человека «глубоко внутри». Важным качеством наставника как профессионала названа способность «не вешать ярлыки на детей», находить индивидуальный подход к подопечным, воспринимать их такими, какие они есть.

Особое внимание в Тамбовской области уделяется роли наставника: они передают не только хорошие знания, но и прежде всего участвуют в нравственном воспитании (передает ценности, культурный код, учат детей самостоятельно мыслить и принимать правильные решения, раскрывает таланты). К нему приходят за знаниями, советом и поддержкой. Быть наставником – это особая роль, это призвание.

В Вологодской области СМИ отмечают значимость педагогов в патриотическом воспитании молодого поколения, духовном и профессиональном становлении. СМИ указали особый статус наставников и то, что традиции наставничества заложены в менталитете русского народа. Как отмечается в публикациях областных СМИ, наставники оказывают огромное влияние на формирование личности подопечных, становятся для ребят примером верности профессии.

Наставник в Псковской областиопытный, глубоко знающий свой предмет человек, идейный вдохновитель молодого поколения, «задающий высокую планку мастерства». Наставник должен создавать в детях «добрый, прекрасный, вдохновляющий образ и чувство благодарности». Много публикаций посвящено памяти наставников – людей, которые заботились, верили в возможности своих подопечных и стали ориентиром на профессиональном пути. «Очень часто учитель и наставник воспринимается как единое целое, потому что именно учитель помогает ребенку выбрать свой путь».

В Ямало-Ненецком АО отмечается особая роль наставников в формировании будущего региона, где российский год педагога и наставника проходит параллельно с региональным Годом знаний. Наставники на Ямале помогают детям «разрабатывать индивидуальные карты маршрутов, по которым они будут двигаться к достижению своих целей». Одна из важных задач наставника – учет индивидуальных особенностей детей.

Методика

Анализ был проведен по публикациям Топ-1000 наиболее влиятельных и аудиторных российских СМИ (850 региональных и 150 федеральных), вышедших с января по ноябрь 2023 года. Анализировались формирующие медиаобраз публикации (за основу были отобраны сообщения, в которых частота упоминания «педагога-наставника» составляет не менее трех раз).

На следующем этапе с помощью собственной ИТ-разработки «Сграф.Облако» были определены слова, окружающие понятие «педагог – наставник» в текстах. Используя полученные слова, исследователи проанализировали смысловое окружение понятия и выделили в текстах фрагменты, описывающие образ педагога-наставника. Найденные фрагменты были распределены в 20 смысловых блоков (характеристик образа), а затем объединены в 4 грани образа, формирующие понятие «педагога-наставника» в СМИ.